Водного оператора не напугало уголовное дело энергетиков
Работники АО « Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» начали проводить точечные рейды по Махачкале в целях проверки наличия счётчиков на воду и соответствия диметра трубы с условиями,
Работники АО « Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» начали проводить точечные рейды по Махачкале в целях проверки наличия счётчиков на воду и соответствия диметра трубы с условиями, прописанными в договоре.
Видерепортаж, опубликованный в тг-канале оператора, создаёт ощущение дежавю, т.к. в кадре более 10 контролёров, собравшихся у одного объекта проверки. Новый монополист совершает те же ошибки, за которые буквально на следящий день арестовали очередную партию электриков.
Рынок потерь.
Это типичная средневековая история казни воров на городской площади, во время которой карманы собравшихся зевак обчищают коллеги приговорённых.
«Фокус с кроликом» раскрывается в изменении угла зрения, т.к. здесь идет борьба не за тариф, а за рынок потерь :
- чем больше установленные нормативы потерь в сети, тем шире теневая экономика энергоресурсной организации;
- тем больше платят легальные потребители.
Соответственно система толкает легальных пользователей уйти в тень, чтобы не платить за «безбилетников», т.к. никому не хочется быть "лохом".
Ещё в 2020 году, на заседании клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050» с участием вице-премьера Дагестана Владимира Лемешко эксперты оценили ежегодный рынок потерь сетей в более чем 40 млрд рублей.
Ловушка контролёров.
Именно на стадии обеления рынка потерь появляется главная ошибка, т.к. энергоснабжающая организация стоит перед выбором:
закупить счётчики
набрать штат контролёров.
Дагестан постоянно идёт по второму пути. Это было связано с тем, что в бедной республике всегда не хватало рабочих мест и покупка технологического прибора, который заменяет сотню контролеров, можно было приравнять к социально-политическому преступлению.
Кроме того бюджет Дагестана формируется за счёт НДФЛ, который идет с зарплат и любое стремление предприятий сократить рабочие места вызывало политическое недовольство чиновников, живущих за счёт налогов.
А что такое система контролёров? Это не сплошная, а выборочная проверка потребителей. И там где выбирает человек, там широкое поле для коррупции.
Главные конкуренты контролёров – домовые и секторальные счётчики, постоянно подвергаются в такой системе атакам под видам необходимости экспертиз, ремонта и т.п.
Последствия колдовства
В результате выбора пути контролёров приводит к парадоксу:
техническое состояние сетей контролирует не техника, а люди которые договариваются между собой о показателях не реально существующих, а выгодных их;
и как следствие применяется не точный подсчёт, а фикция – условный расчёт людей о примерном потреблении исходя из гороскопа контролёра, площади недвижимости и социального статуса ее обладателя или его клана.
Примерно такое случилось с «хлопковым делом» в 80-е года: по решению чиновников Узбекистан выполнял план поставки хлопка и получал миллионы рублей, но де-факто Ивановские фабрики стояли без сырья.
Дагестанские электрические, газовые и водные сети много лет использовались с применением человеческого контроля и, как следствие, постоянное отсутствие денег на модернизацию сетей.
План власти.
У властей России появился хороший план:
- даём деньги Северному Кавказу на модернизацию сетей если будут увеличиваться сборы от объёма потребления;
- проводим консолидацию сетей «в одни руки» по профильным отраслям;
- наказать адептов старой системы контролев.
Шеф Минэкономики Максим Решетников докладывал в прошлом году премьеру России Михаилу Мишустину , что план работает, на примере Каспийска, где увеличились сборы с 77% до 85% не смотря на рост тарифов на воду для населения в три раза.
Однако, бывший рабочий образцово-показательный город Каспийск это не Дагестан. Что подтверждают акты Правительства России, которое в апреле заплатило республике через Минэкономики компенсацию бюджета в 345 млн рублей за сборы платежей 75,7%.
При этом созданный властями Дагестана Единый оператор утверждает , что собрал в Дагестане по воде и водоотведению уже 87% платежей за 2023 год.
Ошибка плана
Можно собрать 100% платежей, но с зарегистрированных пользователей.
Соответственно, чем меньше доля легальных пользователей, тем выше уровень сбора платежей, и тем больше заплатит федеральный центр.
Такое правило игры не стимулирует на установку счётчиков по секторам, которые позволяют выявить кварталы и улицы с самыми большими потерями воды.
По аналогии можно привести пример из налога на недвижимость, о котором говорил прежний глава Махачкалы Салман Дадаев :
«Я выявляю новые и новые объекты и ставлю на учет. А у меня объекты, не обложенные налогами, начинают расти. Как вам такое – УФНС РД придумало такую интересную фразу, что налоги должна собирать муниципальная власть. Они практически всех в этом убедили уже».
Соответственно, чем больше недвижимости выявит муниципалитет, тем больше риск уменьшения доли собранных налогов. И тем выше вероятность, что глава реплики поругает чиновника .
Вот поэтому главы муниципалитетов особо не торопятся пользоваться новым законом и самостоятельно ставить на учет многоквартирные дома, не ожидая обращения граждан.
То же самое и здесь:
если Дагестана будет получать от Правительства России деньги за долю собранных средств с легальных пользователей, а не за уменьшения теневого рынка, то потери воды не уменьшатся, а легальные пользователи будут ещё больше платить.
Фактор монополии.
Когда конкурентный рынок заменяете монополией, то качество заменяется стабильностью. И вместо рыночных механизмов действуют публичные санкции, в виде штрафов антимонопольной службы и госжилинспекции либо уголовных дел.
Созданному Единому оператору водоснабжения можно только посочувствовать, т.к. его работники де-факто попали в ситуации презумпции виновности, и рано или поздно в отношении его работников будут применены уголовные меры. В связи с этим в тариф надо включать услуги адвоката, но на это не пойдёт Минэнерго.
У Дагестанского Единого оператора водоснабжения есть проблемы с т.н. «корпоративной вуалью» она на столько плотная, что вызывает больше негативных слухов, чем обоснованных доводов защиты. При уставном капитале в 10 тысяч рублей компания управляет сетями почти всей республики и совершает контракты на миллиарды рублей.
При этом власти Дагестана не показывают как они намерены контролировать работу Акционерно общества, и не публикуют годовые отчёты о деятельности.
Новая попытка раскрыть фокус.
После получения Единым оператором тарифа на воду в Махачкале потребители столицы возмутились ростом цен в кратном размере. Мартовская встреча с Минстроя, Минэнерго, руководства Единого оператора и общественных организаций оставила больше вопросов , чем ответов.
18 апреля Народное собрание устроила « круглый стол » по теме роста тарифов на воду в зале проведения сессий парламента. К сожалению, аппарат НС РД не организовал полную видеозапись и публикацию с этого мероприятия.
Однако есть текст новости о «круглом столе», в котором можно найти подтверждение вышеизложенного диагноза: нет ни одного слова «счётчик».
25 апреля , присутствовавший на встрече активист движения «Город наш» Арсен Магомедов опубликовал любительскую часовую видеосъёмку хорошего качества с данного мероприятия. О важности тем свидетельствует то, что за сутки набралось более 20 тысяч просмотров и более 360 комментариев.
Обращает внимание важный фрагмент. «Мухтар зовут, представитель бизнеса» - так начал свой вопрос участник встречи (4 минута записи). Потребитель сообщил, что установлены счётчики но платить стал уже не 20 тысяч, а 200 тысяч.
«В общем тариф подорожал в 8 раз» – заявил предприниматель.
Вопрос: кто установил 43% потерь воды в сети для Единого оператора воды в Махачкале?
Выступавший с трибуны министр энергетики и тарифов Марат Шихалиев заявил, что размер потерь установило Министерство строительства и жкх Дагестана.
Еще более интересный фрагмент в словах председателя Комитета по промышленности и жкх Алавудина Мирзабалаева , который обращаясь к руководителю Единого оператора Магомедгаджи Шапиеву (на видео 13:56 ) спросил:
– На запрос профильного комитета за вашей подписью приходит ответ, что запрашиваемая информация носит закрытый характер. Что такое, юридическое понятие «закрытая информация»? – с недоумением спросил председатель Комитета.
– В части тарифообразования у нас есть соглашение о конфиденциальности. – начал отвечать директор Единого оператора с места – Мы попросили чтобы у Минэнерго запросить эту информацию
На этих словах стоявший за трибуной шеф Минэнерго с удивлением поднял голову и пристально посмотрел на директора Единого оператора.
– Марат Шамильевич, какая у вас информация закрытая в сфере установления тарифов? – задал председатель Комитета вопрос министру энергетики и тарифов.
– Вы когда-нибудь слышали, от меня словосочетание «закрытая информация»? – повернувшись к президиуму парировал министр переведённый на него вопрос.
– Я поэтому и задаю Единому оператору. А он нам, профильному комитету отвечает, закрытая информация.
– Я за Единого оператора не могу говорить, – дважды повторил министр.
– Спасибо. – закончил Мирзабалаев очную ставку – будем сотрудничать.
Это яркий пример, как созданное властью Акционерное общество, став монополистом умудряется отказывать в открытии информации о тарифах даже профильному комитета парламента Дагестана.
Рекомендуем также обратить внимание на выступление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (с 58:36). Каир Бабев в свойственной ему иронической манере намекнул, что он не уверен в судьбе водных тарифов, если кто-то обратиться в суд, т.к. при принятии тарифа надо было соблюдать какие-то сроки.
«В этой части, мне кажется, нужно было все-таки подготовиться, к новым тарифам, подготовить нужно было население. Как минимум год нужно было провести, чтобы просвещать и бизнес и физические лица, чтобы счётчики были установлены. И я боюсь прогноза, если кто-то в суд будет подавать. Суд более жёстче относится к тарифам, к отмене и принятию, чем антимонопольная служба…»
Каир Бабаев вскрыл небольшой эпизод из тарифов на воду для Единого оператора, поставив под сомнение его действие в будущем:
«Есть статьи затрат постоянные, есть переменные… Если мы закупаем на 3 млрд технику, эти 3 млрд мы потратим в этом году. А через три год этих затратов не будет в тарифе, также, да?», – поинтересовался он глядя в строну где сидел министр энергетики и руководитель Единого оператора.
Получается, Каир Бабаева подсказал, что Единый оператор за счёт потребителя будет закупать на свой баланс технику на 3 млрд рублей . А потом этому же потребителю будет продавать услуги , оказываемые этой техникой с сохранением тарифа.
Далее, смотря в потолок, руководитель УФАС стал как-бы размышлять вслух, на самом деле показав, как смогли сразу установить высокий тариф в Махачкале, тогда как в других регионах тарифы росли методом индексации из года в год:
«Здесь в республике у нас новая организация, а для новой организации имеют право установит экономически обоснованные тарифы сразу. Поэтому туту вопрос отпадает. Опять-таки ситуация в нашем Родном Дагестане: мы ситуацию всегда доводим до краха, потом у последней черты… Есть методика, которую нам прекрасно поясняют, разъясняют, с этим мы согласны, но есть фактура. А фактура – это пятикратное увеличение тарифа. Но фактура никому не нравиться…»
Закупки монополиста-оператора.
У Единого оператора нужно было спрашивать не про тарифы, а про счётчики. Но может быть в реестре закупок можно будет обнаружить поиски Единого оператора системы современного контроля потребления воды по секторам Махачкалы?
В списке закупок ЕО есть только три закупки « Поставка приборов учета воды для нужд филиала «Каспийский горводоканал»…»:
в феврале 280 счётчиков на 3,1 млн рублей,
в марте на 3,1 млн рублей и
в апреле на 4,9 млн рублей.
Первые два аукциона отменены. Апрельский аукцион на поставку 360 счётчиков заключён с единственным участником на сумму более 4,9 млн рублей. Обращает внимание, что все счётчики должны быть с возможности дистанционного снятия информации по каналам мобильной связи.
Однако получается, что Каспийск выбран образцово-показательным гордом, а все остальные горда включая Махачкалу будут работать без современной системы контроля потребления воды.
Зато для Махачкалинского филиала Единый оператор разместил закупки:
укладка асфальта на территории филиала за 9,7 млн рублей;
Поставка канцелярских товаров на 9,7 млн рублей;
« Поставка комплектующих ИВТ » на 14,9 млн рублей и такая же закупка , но уже на 26 млн рублей;
« Поставка офисной мебели …» на 50 млн рублей.
Поставит ли Дагестан на счётчик полковник ФСБ? почему власти республики давят не в ту сторону 26.12.2021 13:32
Последние новости
Встреча спикера парламента Дагестана с матерями военнослужащих
Заур Аскендеров обсудил с матерями поддержку и заботу о своих детях.
Важные изменения в системе здравоохранения Москвы
Новые инициативы направлены на улучшение качества медицинских услуг для граждан.
Торжественная присяга мировых судей в Дагестане
Новый законопроект предполагает изменение порядка принесения присяги мировыми судьями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку